line.gif  (3574 bytes)

 

Музыка или обман

В последнее время стала актуальной проблема совместимости христианства и рок - музыки. История показывает, что все новое всегда воспринимается с трудом, а в христианстве - тем более. Так уж повелось, что этому "новому", порой абсолютно необоснованно, обществом присваивается титул "дела дьявола". Иногда вполне справедливо, но лишь иногда. Для того, чтобы знать точно, нужно старательно исследовать "новое" на основании Библии, причем, подходить к исследованию объективно, понимая, что "новое" может оказаться как Божьим делом, так и делом дьявола. Если же выносить вердикт только на основании накопленных знаний, то почти всегда можно придти ко второму заключению. Почему? Просто потому, что "новое" потому и "новое", потому что неизведанное и, кто знает, может даже опровергнуть прежний опыт.
Вспомните слова "...нет ничего нового под солнцем..." (Еккл. 1:9), т.е. нет никакой новой идеи или нового дела, есть только новые формы. Раньше люди ездили на ослах - теперь на машинах. Раньше люди общались через письма, которые пересылали гонцы - теперь письма перевозят самолеты, поезда или интернет-сервера. Раньше пели и сейчас поют. Раньше играли на музыкальных инструментах - и сейчас играют. Раньше ругали тех, кто отличается от остальных - и сейчас все то же самое. А рок, поп, джаз, гимн и т.п. - это лишь формы, присущие разным временным рамкам. Прежде, чем приступать к непосредственному анализу рок-музыки, надо определить, - что вообще такое "рок-музыка". Если определять рок, как музыку дьявола, то что же тогда доказывать? Но тогда какая-то часть музыкальных произведений, принадлежащих стилю рок в массовом понимании, не будет принадлежать этому определению рока. И, кроме того, добавится еще какое-то количество другой музыки, опять же, не принадлежащей стилю "рок" в массовом понимании.
Советский Энциклопедический Словарь (СЭС) определяет термин "рок-музыка" так: "Совокупность течений популярной эстрадной музыки 2-й половины 20-го века, социально объединенных принадлежностью к молодежной субкультуре. Возникла на основе соединения коммерческого джаза со шлягером - основной формой поп-музыки 1-й половины 20-го века. Впитала также отдельные черты песенно-танцевальных и инструментальных жанров неевропейских культур, электронной и конкретной музыки, крупных муз.- театральных жанров. Отзывается на широкий круг тем - от стереотипных сюжетов до политического призыва и социальной сатиры." (стр. 1134-1135) Поскольку сейчас рок сильно отделился от поп-музыки и частично перестал быть коммерческим вследствие падения его популярности (помните молодежные лозунги лет пять назад - "рок мертв") то мы не будем полностью придерживаться этого определения. Рок действительно очень разнообразен, и гитара, хотя и является символом этой музыки, но, тем не менее, не является обязательным ее атрибутом. Примером этого может стать альбом рок-группы "Scorpions" под названием "Moment of glory", где все песни исполняются музыкантами вместе с берлинской филармонией (впрочем, есть много и более ярких примеров).
В противовес рок-музыке приводят обычно классическую музыку и гимны. Попробуем дать определения и им. Классическая музыка - это музыка созданная по определенным канонам и ставшая наследием мирового искусства. По мнению СЭС, гимн это: "Торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий..." (стр. 305) Что ж, определение достаточно короткое и, я думаю, мы с ним согласимся. Кстати вы, надеюсь, уже понимаете, что говорить, что гимны прославляют Бога бессмысленно, т.к. даже религиозные гимны необязательно принадлежат христианству. Но все-таки, я хочу оговорится здесь, что в дальнейшем я буду рассматривать в основном музыку, и слова к ней трогать почти не буду, а, поскольку, различие в тематике гимнов кроется лишь в словах, то, я считаю, не стоит делить музыку к гимнам на христианскую и нехристианскую. Причины тому есть: многие знают, что в советские времена верующие часто переделывали слова к какому-нибудь социалистическому гимну (и к гимну СССР, и к "Интернационалу") и получался уже совсем другой - христианский гимн. Можно ли такими гимнами славить Бога? Я думаю, если вас или ближнего, стоящего рядом, это не смущает, то можно. Здесь можно привести в доказательство разговор Иисуса с самарянкой (Иоан. 4:20-24). Наверное, вопрос о месте, где должно поклонятся Богу имел для людей того времени такую же важность, как для нас - музыка. Если просмотреть всю Библию - вы нигде не найдете указания к прославлению конкретной музыкой. Господь даже не ограничивает нас в выборе инструментов (которые создал по природе грешный человек). (Псалом 150) Господь хочет, чтобы мы радовались, когда говорим о том, как Он велик и о том, что Он сделал для нас. Я, например, не могу себе представить, как можно радоваться, когда поешь гимны. Поэтому я их не пою. Но и не говорю, что нельзя радоваться, когда поешь гимны - каждому свое. Но, ведь, не грех шумно радоваться. Ведь, в том же 150-ом псалме написано (стих 5) "...хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных..." , а также (стих 3) "...хвалите Его со звуком трубным...". А почему так громко? (стих 2)"...хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его..." Никакой христианин не сомневается, что наш Бог - Великий и Всемогущий.
Вспомним историю из Библии про человека, который действительно умел (если можно так выразиться) прославлять Бога - Давида (который, собственно, почти всю книгу Псалмов и написал). Она описана во 2-й книге Царств, 6-я глава. Давид, когда прославлял Бога, так сильно "скакал", что "обнажился" (случайно, конечно), за что Мелхола (одна из его жен) "уничижила его в сердце своем". За что Бог, в Свою очередь, очень сильно Мелхолу наказал. Почему? Потому, что никто, кроме Бога, не может указывать Его поклонникам, как Ему поклоняться. Но самое интересное, что Давид, выслушав упреки Мелхолы, сказал: "Пред Господом ... играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих..."(21-22 стих) Что это значит? Это значит, что когда мы прославляем Бога в Духе и Истине, этот Дух и ведет нас, и нам не нужно Его сдерживать. А те, кто упрекает человека за такое прославление, упрекает и Духа Божия.
Итак, если Бог не ограничивает нас, то никто не ограничивает. Мы знаем заповеди Бога нашего , и ни в одной из них не говориться, какую музыку мы должны использовать для прославления.
Часто, когда говорят о вреде рок-музыки, приводят в пример образ жизни рок-музыкантов. То есть тем, что они (музыканты) употребляют наркотики, курят, пьют и т.д. доказывают греховность рока. Но во-первых, в таких случаях не приводится образ жизни христианских рок-музыкантов, а во-вторых надо задуматься: они играют рок, потому, что живут во грехе; живут во грехе, потому что играют рок, или эти вещи вообще не связаны.
Известный русский композитор Петр Ильич Чайковский, при всей своей гениальности все-таки был гомосексуалистом. Отражалось ли это как-то на его музыке? Нет. Но тем более это не отражается на всей классической музыке, хотя случай с Чайковским неединичный. Если это не отражается на классической музыке, почему должно отражаться на рок-музыке? (Кстати, я заметил, что у классики и рока много общего, но это всего лишь мое мнение.)
Но вернемся к тематике рок-музыки. Часто говорят, что рокеры поклоняются дьяволу, что их песни воспевают ненависть и т.п. Конечно, есть и сатанисты в рядах рок-музыкантов. (Тут кто-то скажет, что не хочет стоять в одном ряду с сатанистами. Поэтому поясню, что понятие "в рядах" здесь образное, и его можно применить к любой сфере жизни. Ведь можно сказать, что есть сатанисты в рядах покупателей хлебобулочных изделий, разве не так?) Но многие почему-то забывают об очень известное в свое время и поныне рок-опере "Иисус Христос суперзвезда", в которой поется о жизни Иисуса на земле. (Я уж и не говорю о христианских рок-музыкантах, которые поклоняются Богу, а не дьяволу. К вопросу о возможности поклонения Богу рок-музыкой - см. выше) Взять, к примеру, популярную христианскую рок-группу "Новый Иерусалим". На концертах этой группы каются неверующие и прославляют Бога христиане (на самом первом концерте группы покаялось 17 человек!). Но причина, почему появляются христиане- рок-музыканты не только в евангелизации молодежи (в отличие от того, как думают многие). Причину эту я уже показал раньше. Причина в том, что кому-то нравятся гимны, кому-то рок. Мне, например, нравится и рок и классика, но больше всего - рок, исполняемый оркестром, т.е. как бы совмещение рока с классикой.
В общем, то об этой теме можно говорить долго и ни к чему не придти. Единственное, чего я хочу, чтобы вы поняли - что как бы вы не относились к року, не осуждайте и не "убивайте" словом (типа: "сатанист", "антихрист") ваших же братьев-христиан. И вообще надо понять, откуда растет это осуждение, где его корень, может, он в проблеме "отцов и детей", а, может в страсти к разделению и насаждению своего мнения?
Давайте не будем делать из мухи слона и превращать незначительные проблемы в вопрос спасения. Помните, что "в главном должно быть единство, во второстепенном - свобода, а во всем- любовь!"|(C)-Августин Блаженный| Да благословит вас Бог.

В начало страницы |  К списку статей
Авторские права на всю размещенную здесь информацию принадлежат Денису Поповкину.
e-mail: Денис Поповкин (это я)- madzor@mail.ru
последнее изменение страницы: 21 Августа 2001.
Hosted by uCoz